Завещание «Торговца смертью»
Национальная гордость Швеции, Альфред Бернхард Нобель оказался не только талантливым учёным и изобретателем, но и удачливым бизнесменом. К концу жизни его 355 изобретений и концерн по производству оружия, владельцем которого он являлся, приносили отличный доход. Согласно первоначальному варианту завещания, неженатый и бездетный Нобель оставлял всё своё имущество многочисленным родственникам, однако за год до смерти учёный принял неожиданное решение – завещать практически весь свой капитал тем, кто послужит на благо человечеству.Что послужило причиной для такого необычного поступка? Дело в том, что в 1888 году учёный узнал из французской газеты о… собственной смерти! Скончался его старший брат, находившийся в тот момент на лечении в Каннах, но журналисты, не разобравшись в именах, подали в печать материал «Торговец смертью мёртв». Создатель динамита испытал сильнейшее потрясение – неужели только страшные ассоциации его имя будет вызывать у потомков? - и постепенно подошёл к мысли о создании знаменитого фонда.
Он указал пять областей, в которых должно было выплачиваться вознаграждение:
- физика,
- химия,
- медицина или физиология,
- литература,
- миротворческая деятельность.

В чём провинилась точная наука?
Альфред Нобель не сразу «обиделся» на математику, изначально включив её в общий список. Однако в окончательном варианте мать всех наук не фигурировала, освободив место для премии мира. Поступок был до того неординарный, что постепенно оброс массой противоречивых легенд, анекдотов и домыслов. Некоторые из них:- Учёный приревновал любимую женщину к соотечественнику — математику Миттаг-Леффлеру. В одних версиях дама отвечала взаимностью настойчивому кавалеру, в других - нет. В любом случае господин математик, будучи светилом своего времени, мог претендовать на щедрую награду Нобелевского фонда. Спонсировать потенциального соперника желания не было, и Нобель решил поступить кардинально - математика исчезла из завещания.
- Снова история с участием Миттаг-Леффлера, но уже не по любовным вопросам. Вроде бы он одолевал Нобеля бесконечными просьбами о дотациях для Стокгольмского университета и ужасно ему надоел. Итог для целой области науки оказался плачевным.
- Нобель не считал, что математика приносит реальную пользу человечеству. Цифры живут на бумаге и в голове профессоров, а для простых людей от них мало толку. Если наука абстрактна, то не лучше ли заменить её на что-то более стоящее? Немного поколебавшись, учёный так и сделал.
- Ещё одной из самых цитируемых версий стало то, что математика подразумевалась априори, то есть это было настолько очевидно, что даже не стоило упоминать в завещании. В суде никто не догадался дополнить список, и воля покойного дошла до потомков в усечённом виде.