Серебряным веком русской литературы и русской поэзии в частности называют начало ХХ столетия. Период получил свое название по аналогии с золотым веком. У этого явления четких временных рамок. Принято считать, что серебряный век в русской литературе начался в 1890-х годах, но окончание этого периода вызывает споры между исследователями. Одни относят его к 1917 году, другие - к 1921 году, третьи настаивают на промежутке между 1920 и 1930 гг. Серебряный век русской поэзии крайне не однороден и включает в себя целый ряд литературных течений, каждое из которых имеет некие свои особенности или фундаментальные духовно-эстетические принципы.
Модернизм в поэзии ХХ века
Модернизм открывает серебряный век в русской литературе. Поэты серебряного века-представители модернистского направления ищут способ самовыражения и изо всех сил стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Они хотят, чтобы литература была по-настоящему свободной и не подчинялась никаким нравственным установкам и общественным правилам. Одним из главных идейных вдохновителей течения был Ф. Ницше.
Символизм в литературе серебряного века
В результате кризиса всей европейской культуры утвердилось такое течение, как символизм. Его представители использовали символы для выражения идей. Символисты старались познать тайны человеческой души, тайны подсознательного и искали духовной свободы. В произведениях конкретных авторов символизм находил различное отражение. Среди символистов серебряного века выделяют "старших" символистов, которые первыми стали творить в рамках этого направления. К ним относятся:
В. Брюсов
Ф. Сологуб
К. Бальмонт
З. Гиппиус,
Д. Мережковский
и некоторые другие. Чуть позже к течению примкнули "младосимволисты", среди которых следующие поэты:
А. Белый,
В. Иванов
С. Соловьев
А. Блок.
Акмеизм в литературе серебряного века
На смену символизму пришло новое литературное течение - акмеизм. Его основателями считаются Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты пропагандировали ясный взгляд на жизнь, некий культ действительности. В противовес символизму представители акмеизма хотели вернуть образам конкретность, уйдя от символов. При этом произведения акмеистов проникнуты тоской, проглядывают декадентские мотивы.Помимо основателей направления, к акмеистам также относятся:
О. Мандельштам
А. Ахматова
М. Кузмин
М. Зенкевич
В. Ходасевич
Футуризм в литературе серебряного века
Акмеизм сменился следующим течением в рамках серебряного века русской поэзии - футуризмом. Футуризм совершил некую революцию, разделив форму и содержание и отвергнув традиционную культуру. Его называли искусством будущего. В рамках футуризма развивались такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм. Представители кубофутуризма: