Новая Школа Блог

30 задание на ЕГЭ по географии

Разбор и решение второй части в ЕГЭ по географии – довольно интересная задача. Вторая часть может принести большое количество первичных баллов, но только в том случае, если сдающий знает тонкости каждого из заданий! Сегодня мы поговорим про особенности 30 задания!
Для того, чтобы разобраться с заданием, нужно с ним познакомиться! А знакомство с заданием начинается с изучения документов, регламентирующих темы, которые встречаются в нём.
Темы 30 задания в ЕГЭ:
  • Земля как планета, современный облик Земли.
  • Форма, размеры, движение Земли.
  • Умение использовать географические знания для решения задач, связанных с географическими следствиями размеров и движения Земли
30 задание оценивается 2 первичными баллами.
На практике в 30 задании мы чаще всего встречаем задачу, которую нам необходимо решить и правильно оформить. Вариантов задач может быть несколько.
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №1
Рассмотрим краткую теорию для того, чтобы иметь базу для решения задач.
Вращение Земли происходит с запада на восток (против часовой стрелки). Поэтому чем восточнее расположен пункт, тем раньше в нем поднимется Солнце над горизонтом.
Также нам интересны несколько важных параллелей, на которые мы будем опираться:
  • Северный тропик имеет широту 23,5° с.ш.
  • Южный тропик имеет широту 23,5° ю.ш.
  • Северный полярный круг имеет широту 66,5° с.ш.
  • Южный полярный круг имеет широту 66,5° ю.ш.
Для того, чтобы уметь оценивать примерное положение Солнца в зависимости от даты, нужно запомнить «критериальные даты»:
  • 21 марта – день весеннего равноденствия (Солнце в зените над экватором)
  • 21 июня – летнее солнцестояние на Северном тропике (Солнце в зените над Северным тропиком)
  • 23 сентября – день осеннего равноденствия (Солнце в зените над экватором)
  • 22 декабря – зимнее солнцестояние на Южном тропике (Солнце в зените над Южным тропиком)
Условно, мы можем представить, что Солнце «гуляет» между тропиками, которые имеют широту 23,5° северного и южного полушария. Можно представить, что на тропиках расположены магазины, а Солнце очень любит «шопиться» в них. Поэтому 21 июня оно идет на Северный тропик, а после к 22 декабря доходит уже до Южного.
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №2
Есть несколько ключевых моментов, которые мы можем определить:
  • Угол падения солнечных лучей
  • Продолжительность светового дня
Угол падения измеряется в градусах от 0° до 90°. Когда у нас Солнце в зените, значит, угол падения солнечных лучей самый большой. Мы должны понимать, что дальше тропиков солнечные лучи никогда не будут падать отвесно, т.е. угол падения дальше тропиков (севернее или южнее в зависимости от полушария) не будет уже равен 90°. Поэтому запоминаем, что только по дороге в магазин и в самом магазине лучи Солнца могут падать перпендикулярно.
Продолжительность светового дня также зависит от положения Солнца. Если, например, Северное полушарие освещено лучше, то и продолжительность дня там будет выше.
ЗАПОМНИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ:
Летом продолжительность дня уменьшается при движении от Северного полюса к Южному.
Зимой продолжительность дня уменьшается при движении от Южного полюса к Северному.
21 июня максимальный угол падения солнечных лучей будет на Северном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
23 сентября и 21 марта день будет равен ночи. В эти дни Солнце пересекает экватор, поэтому именно на нем оно будет в зените.
22 декабря максимальный угол падения солнечных лучей будет на Южном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
В задании мы встречаемся со временем и градусами, поэтому нам нужно уметь с ними работать и переводить одни единицы в другие.
Для начала запомним, что за 1 час Земля поворачивается на 15°. Из этого мы всегда можем вывести более мелкие единицы.
Для понимания рассмотрим таблицу для перевода:
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №3
  • За 4 минуты Земля повернётся на .
  • За 1 минуту – на 0,25° (или на 15’).
Важно понять, что градусы и время – это разные понятия. Градусы, так же, как и часы, подразделяются на более мелкие части – минуты и секунды.
Пример перевода: если нам дадут, например, 20 минут, то за них Земля повернется на 5 градусов.
Для определения высоты Солнца над горизонтом используем формулу:
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №4
Полуденный меридиан определяется по формуле:
(12 часов – время Гринвичского меридиана) * 15° – для Восточного полушария
(время Гринвичского меридиана – 12 часов) * 15° – для Западного полушария
Для определения полушария запомним:
Если время в пункте меньшечем на заданном меридиане, то это западное полушарие
Если время в пункте большечем на заданном меридиане, то это восточное полушарие
Встречаются также задания с кораблём или вертолётом. Есть 2 варианта их формулировок.
  1. Корабль/вертолет двигается строго по меридиану.
В такой формулировке используем значение:
Длина 1° меридиана = 111 км.
  1. Корабль/вертолёт двигается строго по параллели
Если в задании вертолёт или корабль двигаются по параллели, то значения длины 1 градуса будут изменяться.
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №5
Теперь поговорим про примеры оформления разных вариантов задач.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОЛГОТЫ ПУНКТА ПО ИЗВЕСТНОМУ СОЛНЕЧНОМУ ВРЕМЕНИ МЕРИДИАНА
Задание: Определите географическую долготу пункта, если известно, что в 15 часов 40 минут по солнечному времени Гринвичского меридиана местное солнечное время в нём 7 часов. Запишите решение задачи.
Решение задания:
  1. 15 часов 40 минут – 7 часов = 8 часов 40 минут (разница во времени)
  2. 8 часов 40 минут = 8 * 15° + 2/3 * 15° = 130° з.д. (Время в пункте меньше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Западном полушарии.)
Ответ: 130° з.д.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ ПУНКТА ПО ВЫСОТЕ СОЛНЦА И ВРЕМЕНИ ИЗВЕСТНОГО МЕРИДИАНА
Задание: Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 21 марта в 16 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом. Запишите решение задачи.
Решение задания:
Ответ:
  1. Разница во времени с Гринвичским меридианом составляет 16 − 12 = 4 часа.
  2. 4 * 15 = 60° з.д. Время в пункте меньше времени на Гринвичском меридиане, значит, пункт расположен в Западном полушарии.
h = 90° – φ (формула для определения высота угла падения солнечных лучей в дни равноденствий)
Выражаем широту: φ = 90° – h
  1. 90° − 42° = 48° с.ш.
Получаем 48° с.ш. 60° з.д.
ВЫБОР ПУНКТА, В КОТОРОМ СОЛНЦЕ БУДЕТ ВЫШЕ ВСЕГО НАД ГОРИЗОНТОМ
Задание: Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 23 января Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №6
Решение задания:
  1. (19 − 12) * 15° = 105° з.д. — полуденный меридиан (Точки А и Б расположены ближе всего к нему)
  2. Точка Б расположена южнее точки А (так как 23 января Солнце находится в Южном полушарии, значит, угол падения солнечных лучей будет увеличиваться при движении в Южное полушарие/к экватору)
Ответ: 23 января Солнце будет находиться выше всего в точке Б
ВЫБОР ПУНКТА, ГДЕ СОЛНЦЕ РАНЬШЕ ВСЕГО ПОДНИМЕТСЯ НАД ГОРИЗОНТОМ
Задание: Определите, в какой из точек, обозначенных буквами на карте мира, 15 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Запишите обоснование Вашего ответа.
30 задание на ЕГЭ по географии, изображение №7
Решение задания:
Ответ: Солнце раньше поднимется в точке В, так как
  1. Точка В расположена южнее точки Б (15 декабря продолжительность светового дня увеличивается от Северного полюса к Южному, чем южнее пункт, тем раньше поднимется Солнце над горизонтом)
  2. Точка В расположена восточнее точки А (Земля вращается с запада на восток, чем восточнее пункт, тем Солнце поднимется раньше над горизонтом)
ЗАДАЧИ С КОРАБЛЕМ И ВЕРТОЛЁТОМ
Задание 1: С корабля, находящегося в точке с координатами 13° с. ш. 73° з. д., поступило радиосообщение о неисправности двигателя. Какое расстояние (в км) до неисправного судна пройдёт ремонтный корабль из порта Риоача (11° с. ш. 73° з. д.), если известно, что он будет идти строго по меридиану, а неисправное судно останется в той же точке, откуда было передано сообщение? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.
Иллюстрация к задаче 1
Решение задания:
  1. 13° − 11° = 2° (разница между пунктами в градусах)
  2. 2° * 111 км = 222 км.
Ответ: 222 км.
Для себя на черновике можно нарисовать иллюстрацию к заданию такого типа, чтобы не запутаться (не нужно ее рисовать в бланке ответов).
Задание 2: Вертолет вылетел из Эдинбурга (55° с. ш. 3° в. д.) и направился в столицу Дании, Копенгаген (55° с. ш. 12° в. д.). Какое расстояние (в км) пролетит вертолет, если известно, что он будет двигаться строго по параллели? Запишите решение задачи. Ответ округлите до целого числа.
Иллюстрация к задаче 2
Решение задания:
  1. 12° в. д. − 3° в. д. = 9° (разница в градусах между городами)
  2. 9° * 64 км = 576 км.
Ответ: 576 км.
Для себя на черновике можно нарисовать иллюстрацию к заданию такого типа, чтобы не запутаться (не нужно ее рисовать в бланке ответов).
Подведем итог! Выделим несколько правил оформления:
  • Пишем красивые и полные ответы, т.е. в начале пишем вводную фразу (легко переформулировать из вопроса в задании), в конце пишем ответ (это где нужно выбрать какой-нибудь пункт). Можно сначала решение, в конце написать вывод, всё на ваше усмотрение.
  • Стараемся выстраивать ответ, следуя логике.
  • Желательно пояснять свои вычисления в решении: так будет понятнее, что и как вы находите.
  • Не забываем указывать знаки (например, знак градуса°), правильно записывать широту и долготу (например, 45° с.ш. 55° в.д.).

 Поделиться Сохранить в закладках Ещё

29 просмотров1 упоминание
Новая Школа | География ЕГЭ
2 сен в 13:06
Редактировать

География
Made on
Tilda