Новая Школа Блог

Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии?

На ЕГЭ мы с вами встречаем разные варианты заданий. Но наша задача – подготовиться ко всем уловкам, которые мы можем встретить на экзамене. Сегодня мы разберем варианты третьего задания на ЕГЭ.
Для начала обратимся к кодификатору ЕГЭ, ведь именно он регламентирует, какие блоки тем мы должны изучить, чтобы справиться с конкретным заданием. В третьем задании мы можем встретить следующие темы:
  • «Земля как планета»
  • «Климат России»
  • «Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв России»
Возникает вопрос: что же это все значит и что конкретно мне нужно выучить? Ну что ж, друзья, обо всем по порядку.
Задание номер 3 представляет собой задание базового уровня сложности, которое оценивается 1 первичным баллом. Данное задание предполагает выявление и запись определенной последовательности цифр, которые и будут являться ответом. Для того, чтобы верно эту последовательность выстроить, необходимо знать базовую теорию по блокам, которые мы выделили из кодификатора ЕГЭ.



«ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА».
На самом деле, это достаточно обширный блок, который нам с вами может пригодиться во многих заданиях как первой, так и второй части ЕГЭ по географии, ведь процессы, которые мы можем наблюдать вокруг нас, связаны с движением Земли как вокруг собственной оси, так и по орбите вокруг Солнца. Но в 3 задании все сводится к нескольким тезисам и основным закономерностям.
Для нас важно выучить так называемые «критериальные даты». Что это и для чего? Земля двигается по орбите вокруг Солнца – звезды нашей Галактики Млечный Путь. Следствием этого вращения является видимая на Земле смена времен года. Это обусловлено неодинаковой освещенностью полушарий Земли при разном положении на орбите относительно Солнца из-за наклона земной оси (он составляет 23,5°). Поэтому мы выделяем 4 важнейшие даты, которые позволят нам определить, где находится Солнце в зените, исходя из указанной даты в задании.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №1
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ДАТЫ:
  • 21 марта – день весеннего равноденствия
  • 21 июня – летнее солнцестояние на Северном тропике
  • 23 сентября – день осеннего равноденствия
  • 22 декабря – зимнее солнцестояние на Южном тропике
Условно, мы можем представить, что Солнце «гуляет» между тропиками, которые имеют широту 23,5° северного и южного полушария. Можно представить, что на тропиках расположены магазины, а Солнце очень любит «шопиться» в них. Поэтому 21 июня оно идет на Северный тропик, а после к 22 декабря доходит уже до Южного.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №2
Есть несколько ключевых моментов, которые мы можем определить:
  • Угол падения солнечных лучей
  • Продолжительность светового дня
Угол падения измеряется в градусах от 0° до 90°. Когда у нас Солнце в зените, значит, угол падения солнечных лучей самый большой. Мы должны понимать, что дальше тропиков солнечные лучи никогда не будут падать отвесно, т.е. угол падения дальше тропиков (севернее или южнее в зависимости от полушария) не будет уже равен 90°. Поэтому запоминаем, что только по дороге в магазин и в самом магазине лучи Солнца могут падать перпендикулярно.
Продолжительность светового дня также зависит от положения Солнца. Если, например, Северное полушарие освещено лучше, то и продолжительность дня там будет выше.
Познакомимся с двумя понятиями:
  • Полярный день – это период, при котором Солнце не заходит за горизонт более суток. Наблюдается, например, в Северном полушарии за Северным полярным кругом летом, а в Южном полушарии – зимой.
  • Полярная ночь – это период, при котором Солнце не появляется из-за горизонта более суток. Наблюдается, например, в Северном полушарии за Северным полярным кругом зимой, а в Южном полушарии – летом.
ЗАПОМНИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ:
  • Летом продолжительность дня уменьшается при движении от Северного полюса к Южному.
  • Зимой продолжительность дня уменьшается при движении от Южного полюса к Северному.
  • 21 июня максимальный угол падения солнечных лучей будет на Северном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
  • 23 сентября и 21 марта день будет равен ночи. В эти дни Солнце пересекает экватор, поэтому именно на нем оно будет в зените.
  • 22 декабря максимальный угол падения солнечных лучей будет на Южном тропике, а при движении от него на север и на юг он будет уменьшаться.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №3
Как рассуждаем? Если нам дана в задании дата «3 июня», мы понимаем, что Солнце уже пересекло экватор 21 марта и направляется к Северному тропику, на котором оно будет 21 июня. Значит, Солнце уже находится в Северном полушарии, поэтому за Северным полярным кругом день и продолжительность дня будет уменьшаться при движении от Северного полюса к Южному.
Отметим, что из года в год даты зенитального положения немного изменяются, поэтому для ЕГЭ мы с вами берем усредненные значения.
«КЛИМАТ РОССИИ»
Начнем с определения. Климат – это многолетний режим погоды, типичный в данном месте. В отличие от погоды климат обладает устойчивостью, постоянством, хотя ежегодно бывают отклонения.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №4
Российская Федерация располагается в 4 климатических поясах:
  • Арктическом климатическом поясе
  • Субарктическом климатическом поясе
  • Умеренном климатическом поясе
  • Субтропическом климатическом поясе
Для третьего задания нам необходимо запомнить главную общую закономерность: чем южнее мы поедем, тем более благоприятные климатические условия у нас будут для ведения хозяйства. Стоит сказать, что данная закономерность не учитывает всех климатообразующих факторов, поэтому не стоит ее принимать как аксиому, но для третьего задания она очень хорошо подходит.
«ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПОЧВ РОССИИ»
В данном задании мы также сталкиваемся с почвенным покровом, хотя та теория, которая нас с вами здесь интересует, очень близка к климату.
Выделим здесь термин «Сумма активных температур» – это годовая сумма средних суточных температур воздуха или почвы, превышающих определённый порог: 0 °С, +5 °С, +10 °С и т.д. Важна закономерность: чем выше сумма активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно возделывать на этой территории. Иными словами, чем южнее мы с вами отправимся, тем будет больше сумма активных температур, значит, в данных областях можно выращивать теплолюбивые культуры. Не зря же арбузы, которые так все любят кушать в знойный летний день, выращивают на юге России, а не на севере. По этим арбузам можем запомнить данную закономерность!)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Задание 1.
Сумма активных температур – это годовая сумма средних суточных температур воздуха или почвы, превышающих определённый порог: 0 °С, +5 °С, +10 °С и т.д. Чем выше сумма активных температур на определённой территории, тем более теплолюбивые сельскохозяйственные культуры можно возделывать на этой территории. Расположите перечисленные регионы в порядке повышения степени благоприятности их природных условий для выращивания теплолюбивых культур.
  1. Мурманская область
  2. Тверская область
  3. Ростовская область
Запишите получившуюся последовательность цифр.
Задание 1. Пояснение
Рассуждаем… Нас просят «расположить перечисленные регионы в порядке повышения степени благоприятности их природных условий для выращивания теплолюбивых культур», значит, вспоминаем закономерность: чем южнее расположен субъект, тем выше в нем сумма активных температур. Что нам нужно сделать? Мы должны расставить предложенные субъекты РФ с севера на юг (от самых неблагоприятных к самым благоприятным условиям, так как об этом говорится в задании). Для того, чтобы не ошибиться, используем административную карту России, которая выдается на экзамене с комплектом КИМ! Для себя аккуратно пометим данные субъекты на карте, после чего мы без труда расставим их с севера на юг.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №5
В ответе мы получим последовательность 123. Записываем ее в бланк ответом №1 и получаем 1 первичный балл.
Задание 2.
Эффективность работы солнечных панелей, используемых для энергоснабжения жилых домов, во многом зависит от продолжительности светового дня. Запишите названия перечисленных городов в порядке увеличения продолжительности светового дня 8 июня, начиная с города с наименьшей продолжительностью светового дня.
  1. Элиста
  2. Мурманск
  3. Воронеж
Запишите получившуюся последовательность цифр.
Задание 2. Пояснение
В задании нам дана дата «8 июня», исходя из которой мы должны расставить города в порядке увеличения продолжительности дня. Рассуждаем: 8 июня Солнце уже находится в Северном полушарии и приближается к Северному тропику. Значит, Северное полушарие лучше освещено, за Северным полярным кругом наблюдается полярный день (т.е. максимальная продолжительность светового дня), поэтому продолжительность дня будет увеличиваться при движении с юга на север. На карте подписаны только субъекты РФ, а данный города являются их центрами. Вспомним, что Элиста является столицей Республики Калмыкия, Мурманск – Мурманской области, Воронеж – Воронежской области. Отметим аккуратно эти регионы на карте.
Как решать 3 задание на ЕГЭ по географии”, изображение №6
Далее расставим регионы с юга на север, исходя из выявленной нами закономерности. Получаем последовательность 132.
Подведем итог! Третье задание на ЕГЭ – это задание базового уровня, которое требует знаний по трем основным разделам, краткую теорию из которых мы сегодня разобрали. Добавлю, что здесь стоит еще знать столицы субъектов РФ для того, чтобы без проблем располагать не регионы, а города в необходимой последовательности.
География
Made on
Tilda